КДН и ЗП в НАО растолковала деструктивное поведение подростка

КДН и ЗП в НАО растолковала деструктивное поведение подростка
Фото администрации Нарьян-Мара.

Многие родители понимают, что в подростковый период можно ждать от ребёнка чего угодно. Однако критерии допустимого поведения у всех свои: для кого-то прогулять школу — это трагедия, а кто-то не видит ничего подозрительного в регулярных драках, сообщает официальный сайт властей столицы НАО. Давайте попробуем разобраться, какие поступки трудного ребёнка точно являются деструктивными, что может их спровоцировать и как с этим можно справиться.

Что считать деструктивным поведением

Специалисты утверждают: если подросток без спроса красит волосы в синий цвет, пробует алкоголь или поступает в каком-то вопросе по-своему, тревожиться рано — это пока что не трудный ребёнок, а здоровый человек, который познаёт мир.

Нужно отличать деструктивное поведение от исследования подростком границ, ведь этот период очень важен в жизни любого человека: родительский авторитет рушится и необходимо понять, какой я, найти свою идентичность. Зачастую подростки в этом поиске пробуют что-то новое, бунтуют против старых устоев и претендуют на независимость. В норме в результате такой сепарации подросток учится отвечать за свои решения и поступки, прогнозировать их последствия, делать выводы на основе ошибок, отличать, что для него хорошо, а что нет, отказываться от того, что неприемлемо. У него не возникает тяги повторять то, что ведет к плохим результатам, ни по собственной воле, ни под давлением сверстников.

Деструктивное поведение — это действия, которые приводят к разрушению самого человека, других людей или предметов вокруг. Как правило, подросток совершает их регулярно и либо неосознанно, либо с желанием достичь конкретной цели, например, привлечь внимание.

По словам психологов, к деструктивному поведению можно отнести:

- злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами;

- курение;

- опасные хобби (поездки на крыше общественного транспорта, посещение заброшенных зданий, фото- и видеосъёмка на крыше высотных домов и пр.);

- постоянные драки;

- порчу материальных объектов (вещи, мебель, сооружения);

- самоповреждение (порезы или расчесывание кожи, выдирание волос, ожоги, удары по собственному телу).

В результате страдает ментальное и физическое здоровье ребёнка, его отношения с близкими, а также появляется риск попасть под наблюдение инспектора по делам несовершеннолетних из-за правонарушений (к таковым, например, относится повреждение чужого имущества). Вот это и есть трудный ребёнок. Но трудный — не значит плохой. Речь о том, что у него явно есть внутренние причины деструктивного поведения.

Эксперты выделяют ряд основных причин, по которым ребёнок может накопить сильную внутреннюю агрессию, которая проявляется в разрушительных действиях:

Нехватка любви и поддержки значимого близкого

Подросткам тяжело справляться с сильными эмоциями, которые они испытывают, например, из-за гормональных перепадов. Ещё сложнее — если нет человека, которому можно доверить свои переживания. Подросток может из-за этого чувствовать себя одиноким, копить злость и тем самым усиливать ее до тех пор, пока она не найдёт основной выход в небезопасном поведении, которое привлечёт внимание взрослых.

Ругань и наказания дома

Если дома ребёнка ругали и наказывали за проступки, это может привести к двояким последствиям. С одной стороны, к подростковому возрасту он твёрдо усвоит — за любой виной всегда следует наказание, а значит, есть риск, что он будет истязать сам себя, если что-то сделал не так.

С другой — если угрозы и ругань позволяют подростку почувствовать своё превосходство, он будет применять это как основной паттерн поведения в социуме.

Проблемы со сверстниками (в том числе буллинг)

Если подростка не принимают или травят ровесники и ему не с кем этим поделиться, он может начать вредить себе или вести себя так, чтобы это противоречило социальным нормам. Так он одновременно и защищается, и сигнализирует о своих трудностях.

Отсутствие внутреннего стержня

У подростков ещё нет жизненного опыта, который бы подсказал, что даже самые сложные обстоятельства могут поменяться, а большинство проблем преодолимы. При этом их психика ещё достаточно нежна и неустойчива, и, например, предательство может быть воспринято как конец жизни и стимул к импульсивным и необдуманным действиям.

Семейные установки на агрессию

Нередко родители установками из разряда «настоящий мужик всегда даст сдачи» предлагают готовый сценарий к действию. Как правило, само это не проходит, лишь видоизменяется или трансформируется в зависимости от окружения, и впоследствии трудный ребёнок вырастает в трудного (и, что самое грустное, несчастливого) взрослого.

Домашнее насилие

Если ребёнок вырос в небезопасной среде, где мама и папа вредят ему, себе, друг другу или дому, в котором они живут, он может это перенять. Например, если он стал свидетелем физического насилия в семье, то он может воспринять драку как нормальный способ выражать эмоции и начать бить ровесников или самого себя.

Как помочь трудному подростку прийти в норму

Если ребёнок проявил себя деструктивно, это не означает, что назад пути нет. Самым ошибочным будет ругаться, кричать, наказывать трудного подростка. Из-за этого он ещё больше закроется, отдалится и разозлится, и ситуация ухудшится.

Специалисты рекомендуют действовать так:

Успокойтесь перед тем, как что-либо предпринимать.

Самое важное для родителей — это не впадать из-за сложившейся ситуации в чувство вины. Оно разрушительно и не поможет ни им, ни ребёнку.

Поговорите с подростком по душам. Только из позиции понимания того, что именно происходит с ребёнком, стоит затевать все последующие действия. Важно установить контакт. Покажите, что вы обеспокоены, любите его и хотите помочь, и это сильнее вашего недовольства и осуждения. Позвольте подростку изложить свою версию происходящего: почему он так поступил? Какова причина деструктивного поведения? Что чувствовал в этот момент? Чего на самом деле хотел добиться? Дайте ребёнку понять, что вы услышали его и поняли его эмоции.

Покажите, что вы рядом при любых обстоятельствах. Подростку в этот период особенно необходима поддержка, принятие и любовь, даже если всем своим видом он демонстрирует обратное. Поделитесь с подростком похожим опытом и тем, как вы преодолели ситуацию, покажите, что вы рядом и что к вам всегда можно прийти за помощью и советом.

Предложите альтернативу. Стоит создать условия для реализации и направлять подростка, показывая ему лучшие и сильные стороны его личности. Позвольте ему самовыражаться конструктивными способами — через искусство, спорт.

Отметьте и похвалите прогресс подростка. Продержался неделю без сигарет, нарисовал первый эскиз или не пропустил ни одного занятия в школе — не важно, что именно изменилось в поведении ребёнка в лучшую сторону, необходимо это поощрить, например, словами или объятиями.

Научите ребенка выражать эмоции и регулярно обсуждайте их. Объясните, что ошибаться - это нормально. Чувство стыда часто мотивирует подростков замыкаться в себе и уединяться в небезопасных привычках. Чтобы этого не произошло, объясните, что опыт деструктивного поведения - это абсолютно нормально. Самое главное - знать о последствиях и как можно скорее пережить его с минимальными потерями

Проявите внимание к его переживаниям и увлечениям. Нехватка доверительных отношений часто приводит к деструктивному поведению. Чтобы этого не произошло, станьте опорой для ребенка. Он должен понимать, что вы не осудите его и не накажете, а поможете справиться с любой ситуацией.

Обсудите с учителем, как ребёнок чувствует себя в классе. Даже если вам кажется, что у вас доверительные отношения, есть вероятность, что он рассказывает не всё. Узнайте, как учителя о нём отзываются, с кем он проводит время, как ведёт себя во время занятий и перемен. Соберите несколько мнений для полноты картины. Это поможет вам вовремя обратить внимание на «тревожные звоночки» в социализации подростка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру